Главная arrow о Шарье и районе arrow Шарья до 1938 г.  
24.10.2018 г.
Главное меню
Главная
Организации города
о Шарье и районе
Газета РИВ Экспресс
Галерея
Новости
Краткие новости
Блог
Ссылки
Поиск
Ленты новостей
Ча.Во. (FAQ)
Расписание поездов
Доска объявлений
форум города Шарья
Анонимка (гостевая)
Галерея
Авторизация





Забыли пароль?
Курсы валют
USD (840) 65.3101
EUR (978) 74.8584
Последние обновление: 24.10.2018 04:11

Количество комментариев (0) - Ваш комментарий:

Купить BlueTooth гарнитуру
Рекламный модуль
Шарья до 1938 г.
Рейтинг: / 23
ХудшаяЛучшая 
Автор Administrator   
14.11.2006 г.

ШАРЬЯ до 1938 года 

  При Иване III Васильевиче (1440—1505 гг.) сложилось ядро единого русского государства. Великий князь московский присоединил Ярославль, Новгород, Тверь, Вятку, Пермь и др. Вот тогда-то Вятка связалась с Москвой по Старовятскому тракту: Москва — Кострома — Судиславль — Кадый — Макарьев, далее тракт пересекал реки Унжу, Межу и к реке Ветлуге подходил в районе деревни Дюково, затем чуть севернее поворачивал снова на восток к Вятке, а далее — в Сибирь.

Иван IV Васильевич Грозный (1530—1584 гг.) поко­рил Казанское ханство. С покорением Казани через Йошкар-Олу на Ветлугу, Пыщуг, Никольск, Великий Устюг и далее на Архангельск проложен другой тракт, который пересекал реку у села Рождественского.

Тракт от села шел на север через деревни Пус­тошка, Рамешек, вдоль реки, то, приближаясь к ней, то, немного удаляясь в сторону. Километрах в четырех южнее окраины Шарьи от тракта на запад отходила небольшая дорога к речке Бороуха, на берегу которой стояла деревенька того же названия.

На восток уходила Фадеевская дорога, ведшая к деревне Фадеево. Сейчас ни той, ни другой деревни нет и в помине. Легенда гласит, что когда-то помещик, владевший деревней Фадеево, проиграл ее в карты; проиграл людей, дома, скот, но без земли. И выиграв­ший перевез жителей деревни в другое место.

И вот южная окраина нынешнего города. А в ста­рину здесь тянулись, соединенные между собой дерев­ни Песчанка (Большое Козлово), Малое Козлово, Балдино, Малое Соколово, Большое Соколово, Мигуново, Васенево, Корегино. В стороне — Сабуриха, Горланиха, Костино, Белозерово. Кстати, одни старожилы уве­ряли, что правильное название последней деревни — Белозорево, другие, что название этой деревни Березёлово. На мой взгляд, оба эти названия более правильны. В самом деле, в районе Белозеровской улицы никогда не было ни белых, ни каких-то иных озер, а вот бе­лые зори здесь были видны во все стороны, к тому же совсем рядом были лесные угодия березняк и ель­ник. Входили все эти деревни в состав Николо-Шангской волости.

А вот когда в начале века началось строительство железной дороги Вологда—Вятка, на работу были со­гнаны, привлечены удмурты и вологодцы, костромичи и марийцы, вятичи, татары, тамбовцы. Дорога строи

лась очень быстро. Метрах в двухстах от речки Шарья (именно так называлась речка, которой жители дали позднее ласковое название — Шарьинка) на северной стороне железнодорожных путей выстроено типовое по тому времени здание вокзала.

Недалеко от вокзала, с одной стороны — паровоз­ное депо, с другой — пакгауз. Во вновь строящейся улице, тянувшейся параллельно железной дороге, вы­строены: поликлиника, начальная школа, жилые дома и на западной окраине станции — железнодорожная больница(бывшая жд больница).

Станция получила название по имени речки — Шарья, и стала быстро разрастаться. Появились но­вые улицы, починки, поселки. В районе дачи Мейендорфа выросли Колчановский, Мендельский починки. Это говорит о том, что выстроил себе на облюбован­ном месте дом некто Колчанов (как правило, возле речки), к нему пристроился еще один, потом другой... третий... Так, до сороковых годов и именовались эти починки.

В 1912 году деревня Большое Соколово выгорела почти полностью. Но в Шарью, поняв, что железная дорога — благо, хлынули купцы из Кологрива, Вет­луги. Они на выгоревшем месте строили двухэтажные дома и сдавали их под жилье. Так, на месте, где сей­час Дом культуры железнодорожников стояли два дома купца Гордея Тузова (после революции здесь разме­щалась милиция). В центре купец Скворцов поставил одноэтажный кирпичный магазин (половина нижнего этажа нынешнего универмага «Спутник»). Рядом ку­пец Тырыкин построил одноэтажное кирпичное зда­ние под пекарню и кондитерскую (ныне Госбанк)(а сегодня это магазин стройматериалов). На­против выстроил дом под магазин и жилье Крупин (те­перь аптека). Развернули торговлю Арбузов, Семухин. За краеведческим музеем Дранишников выстроил крен­дельную.

В 1925 году волостной центр из Николо-Шанги пе­ренесен в Шарью, а в 1929 году Шарья получила ста­тус рабочего поселка и стала центром Шарьинского округа и района. В этом же году завершено строитель­ство почтово-телеграфного агентства (ныне в этом зда­нии паспортный стол) и произведена закладка ветери­нарной лечебницы. Лес для этой стройки доставляли по самообложению.

В 1930 году председателем поссовета избран Серов, заместителем — Лисичев, секретарем Зайцев. В авгу­сте газета «Шарьинский пролетарий» из окружной ре­организована в районную.

Население поселка на 1 мая 1931 года составляло 7143 человека.


Основными предприятиями, учреждениями, служ­бами поселка были: паровозное и вагонное депо, 19-ая дистанция пути, службы связи, движения, машино-тракторная станция, контора «Заготлен», типография, контора «Союзтранс», дорожный участок, Шарьинский ЛТХ, городская и железнодорожная больницы, конто­ра связи, артели «Красный Октябрь», «1 Мая».

Поселок разрастался. Появились новые улицы, по­селения. Рядом, по соседству со старыми деревнями и улицами Малое Козлово, Балдино, Малое Соколово, Первая Октябрьская (бывшая Большое Соколово), Боль­шое и Малое Белозерово, Колчановский и Мендельский починки, Театральная, деревня Мигуново, улицы Вокзальная, Водопроводная, Деповская появились улицы сквер Ленина, квартал Коммуны, Коммунальная, Пер­вомайская, Вторая Октябрьская, Калинина, Горького, Пролетарская, Белозеровский переулок, хутор Крас­ный Октябрь, застраивался Ленинский поселок, кото­рый еще не имел названия улиц, появились новые за­стройки.

Из постановления президиума Шарьинского пос­совета 28 сентября 1935 года.

«...Бывшие улицы М. Соколово, Балдино, М. Козло­во переименовать в улицу Советскую. Улицу Мигуново присоединить к улице 1-й Октябрьской и считать гра­ницы этой улицы от дома №1-2 до деревни Васенево.

Вновь строящуюся улицу на Балдинском поле име­новать улицей Куйбышева. За райсоюзом в конце Водокачечной улицы наименовать Водокачечный переулок. Улицу, идущую параллельно школе НСШ (школа №1), наименовать Партизанской.»

    Велись большие работы по благоустройству. Рас­ширенный пленум поссовета в октябре 1935 года подвел первые итоги конкурса по благоустройству и отме­тил, что по улицам поселка прокопано водосточных канав емкостью 528 кубометров, обнесен забором рынок, по­строено 32 переходных мостика, через речку Шарьин-ку между Шарьей и Ленинским поселком сделан мост длиной 17 метров, разделано 10000 цветников, прове­дена планировка площади возле кинотеатра.

Церковь в Шарье была построена на народные день­ги в 1916 году(ныне сгоревшая и отстроенная заново). После революции, в конце 20-х годов, ее закрыли, и когда население поселка стало бурно расти, а вновь строящееся здание школы передали под административное здание округа, церковь переобору­довали под школу, т. е. половыми досками разгороди­ли на учебные классы и Соколовская начальная шко­ла переведена в храм. Но рынок возле церкви,  существовал года до 1933—1934, когда был размещен на том месте, где и существует поныне. Тог­да же административное здание вернули школе НСШ, а на месте рынка вырос сквер, хотя еще какое-то ко­роткое время на этой освободившейся площади прово­дились демонстрации, митинги. Церковь в эти годы пре­терпела еще одну перестройку, — в ней открылся ки­нотеатр и было выгорожено место под библиотеку, а на месте базарной площади вырос прекрасный сквер.

В 1934 году в поселке свои собственные дома име­ли 935 семей, а через два года их стало 1109. Крупного рогатого скота в 1934 году в поселке было 384, а в 1936 году — 532, в четыре раза выросло поголовье свиней. Бюджет поссовета в 1934 году составлял 172 тысячи рублей, хотя на ремонт коммунальных зданий не вы­делялось ни одного рубля. В 1936 году бюджет посел­ка —391 тысяча рублей и плюс на ремонт 94 тысячи. В центре поселка сделано 2,5 километра дорог с по­крытием из деревянной торцевой шашки.

В марте 1938 года поселковый Совет принял ре­шение о переименовании ряда улиц поселка. Улица 2-я Октябрьская стала именоваться улицей Чапаева,2-я Пролетарская — Белозеровской, Калининский пере­улок — улицей Папанинцев, Мало-Белозеровская — улицей Крупской, Водокачечный переулок — улицей Кирова, 2-я Куйбышева — Полевой, 3-я Куйбышева — Колхозной, Пушкинский переулок — улицей Пушки­на, Колчановский починок — Привокзальным почин­ком, Менделевский починок — Заречным, новой ули­це, выстроенной параллельно Железнодорожной ули­це, присвоено имя Чкалова.

Н.Гольянов " Годы и люди"

курсивом внесено соотношение к реальным объектам.
Просьба поправить при неточности. Если хотите добавить свою информацию, пишите в комментарии или Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 


Количество комментариев (0) - Ваш комментарий:

Последнее обновление ( 14.11.2006 г. )
 
« Пред.   След. »

отзывы

Пока никто не прокомментировал - для Вашего комментария заполните приведённую ниже форму...


Стр. 1 из 0 ( 0 отзывы )
©2006 MosCom

Чтобы оставить/прочитать комментарии - зарегистрируйтесь (залогиньтесь)

Яндекс цитирования

 
  Ramblers Top100  

Сайты
Телефонная станция Si2000 г.Шарья